ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. 

     Настоящая программа  «Ручное творчество» для  начальной  школы,  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при  сохранении традиций  российской  школы,  в области  изобразительного  искусства, трудового обучения.

       Программа  является целостным интегрированным курсом,  включает основы художественного изображения, учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности учащихся младшего школьного  возраста.          

       Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного  направления.  

     Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме

        Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусстве
Активная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью.
      Учащиеся  учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.

Основные  задачи курса:

ü      научить делать различные поделки в разных техниках  и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;

ü      развивать конструктивное мышление и сообразительность;

ü      прививать настойчивость в достижении цели;

ü      обогащать и активизировать словарный запас;

ü      вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;

ü      формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;

ü      научить экономному и разумному использованию материалов;

ü      тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

ü      создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

ü      учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.

ü      способствовать формированию образного мышления, творческого воображения,

Описание ценностных ориентиров содержания курса

 

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.



             Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

      Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 34 часа (по одному часу в неделю).

      По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выстав­ки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуж­дают особенности исполнительского мастерства профессиона­лов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.

 

 

№ п/п

Темы

I год обучения

II год обучения

III год обучения

IV год обучения

Всего

1

Вводное занятие

2

2

2

2

8

2

Работа с бумагой: аппликация

6

4

4

4

18

3

Бумажная пластика,

6

6

6

6

24

4

Работа с различными тка­нями

6

4

4

4

18

5

изонить

6

8

8

8

30

6

макраме

6

8

8

8

30

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

2

2

2

2

8

 

Итого

34

34

34

34

136

 

Учебно-тематический план 1год обучения

 

 

Темы

Количество

часов

п/п

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Работа с бумагой: аппликация,

6

1

5

3

Бумажная пластика,

6

1

5

4

Работа с различными тка­нями

6

1

5

5

изонить

6

1

5

6

макраме

6

1

5

7

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

2

1

1

 

Итого

34

7

27

 

Содержание курса

Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим  миром, с учётом психофизиологических  особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Каждая линия  представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает  информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей. 
По каждой линии определено  содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта  различных видов деятельности.

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивка­ми, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: посещение музеев.

2.         Работа с бумагой

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим про­ведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

3.         Работа с различными тканями

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швей­ной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформ­лением мягкой игрушки.

4. Аппликация

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой боль­шое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бу­маги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, от­дельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

.6.Изонить

История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров родного поселка .. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. . Заполнение окружности Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.

Практическая работа Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

7. Макраме. История художественной культуры русского народа и нитяной графики. Знакомство с работами мастеров родного поселка. Техника макраме. Основные приемы работы в технике макраме.

 

Планируемый результат:

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Данный курс является одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

 

Ожидаемые результаты:

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов ( 1 год )приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

К концу обучения в кружке «Декоративно- прикладного творчества» учащиеся получат возможность:

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

 

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 

-    необходимые сведения о видах изученных   народных художественных промыслов особенностях работы с материалами, инструментами .

 

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

 

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

                    -   работать с предлагаемыми материалами,  применять полученный опыт работы в своей деятельности

-    импровизировать;

-     работать в группе, в коллективе.

 

 

 

 

 

 

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

 

 

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания.

 

 

Наименование раздела

Тема занятия

Вид деятельности

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

  1.  

Вводное занятие

 

познавательная

 

 

  1.  

Работа с бумагой

Вырезная аппликация

Осенний лес

Трудовая, художественное творчество

 

 

  1.  

Обрывная аппликация

Дельфинчики

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

орнамент

тарелка

Трудовая, художественное творчество

 

 

  1.  

Аппликация из ткани

Корзина с цветами

Трудовая, художественное творчество

 

 

  1.  

 

 

  1.  

Торцевая аппликация

Грибная поляна

Трудовая, художественное творчество

 

 

  1.  

Объемная аппликация

ежик

Трудовая, художественное творчество

 

 

  1.  

Мозаика

Букет осенних листьев

Трудовая, художественное творчество

 

 

  1.  

 

 

  1.  

Художественное конструирование

Квиллинг

Плетение из бумаги

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

Игрушки – дергунчики

Объемные игрушки

 

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

Работа с текстильными материалами

 

 

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

 

 

  1.  

плетение

Плетение в 3 пряди

Панно «Улитка»

Трудовая, художественное творчество,

 

 

  1.  

 

Плетение в  пряди

Аппликация «Зонтик»

Трудовая, художественное творчество,

 

 

  1.  

макраме

Брелок для ключей

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

 

Кольцо - кулон

Трудовая, художественное творчество,

 

 

  1.  

 

 

 

  1.  

Шитье,  вышивание

изонить Основные приемы работы в технике изонити.

Заполнение угла. закладок для книг.

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

 

Заполнение окружности. оформление открыток.

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

 

Заполнение дуги.

Трудовая, художественное творчество,

 

 

  1.  

Разные виды швов

 

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

Пришивание пуговиц

Панно из пуговиц «Цыпленок», «Виноград».

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

«Божья коровка»

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

Паравоз

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

Вышивка

 

Панно «Осьминог»,  «Башмачки»

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

Салфетка с вышивкой

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

Трудовая, художественное творчество, познавательная

 

 

  1.  

Мягкая игрушка

Полуобъемная  мягкая игрушка «Рыбка»,

Трудовая, художественное творчество,

 

 

  1.  

 

Полуобъемная  мягкая игрушка «Утенок»

Трудовая, художественное творчество,

 

 

  1.  

 

Полуобъемная  мягкая игрушка Пчелка

Трудовая, художественное творчество,

 

 

  1.  

 

Полуобъемная  мягкая игрушка Игольница

Трудовая, художественное творчество,

 

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Результаты 1 года обучения

1 уровень результатов – приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

 

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в трудовом  творческом процессе.

 

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 необходимые сведения о видах изученных народных промыслов,

Уметь

-                              Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-               В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила работы и дисциплину;

 

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

-                              совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

                    -   работать с материалами  изученных промыслов импровизировать;

-     работать в группе, в коллективе.

-     Участвовать в выставках творчества.

 

 

 

 

Применять

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

 

 

 

 

 

 

 

 

  Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

«Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы учащегося

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

2. Методика:

“Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

4. Методика: “Личностный рост”.

 

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

необходимость  выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате изучения программы ученик должен

  • знать:
    • роль трудовой деятельности в жизни человека;
    • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
    • правила безопасности труда и личной гигиены;
    • виды стежков и швов;
    • приёмы стилизации в лепке;
    • правила и приёмы пришивания пуговиц;
    • композиционную основу орнамента,
    • правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;
    • область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
    • приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;
    • композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);
    • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.
  • уметь:
    • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
    • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
    • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
    • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
    • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
    • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
    • пришивать пуговицы, кнопки, крючки;
    • выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
    • использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
    • выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;
    • изготавливать изделия из природного материала в технике плетения  на основе простейших приёмов технологии;
    • собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
    • выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;
    • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
    • в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;
    • разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;
    • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.
Сделать бесплатный сайт с uCoz