ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЕ. 

Здоровье – это вершина, на которую
человек должен подняться сам.

И. Брехман.

 

 

                                                Пояснительная записка

 

      Сегодня школу захлестнула волна усиления интеллектуализации, развития теоретического мышления, что связано с резким ускорением темпа развития, его «подстегиванием». Нередко этот процесс идет в ущерб здоровью детей, их нравственному, духовному  и физическому развитию.      

     Разделяя идею семейного воспитания нравственности, духовности и физического здоровья, отметим тем не менее, что в эпоху перемен современная семья большинству детей не может дать необходимого воспитания, оказать поддержку в сохранении и укреплении физического здоровья. В современной ситуации именно школа может стать тем социальным институтом, который обеспечит такую поддержку. В связи с этим мы видим необходимость создать в начальной школе условия, позволяющие формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни,  об укреплении и сохранении физического здоровья, о мерах профилактики,  правилах  поведения безопасной жизни, гигиенической культуре,  дающие возможность обретать собственный опыт.

      В этих целях нами предпринята попытка создания такой образовательной среды, в которой ценности жизни, здоровья и развития ребенка стали приоритетными.

   Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за собственное здоровье и поведение,  формирование ценности здоровья, формирование мотивационной сферы  гигиенического  поведения, безопасной жизни, обеспечение  физического и психического саморазвития,  помощь в преодолении экстремальных жизненных ситуаций.

             Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 45 минут. Предлагаемый вариант рассчитан на 54 часа. Занятия  проводятся как классные часы по типу социального взаимодействия с элементами тренинга, часть занятий разработана в форме праздников, КВН, театрализованных постановок, конкурсов.

     Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнить определенные условия.

      В своей  работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически  готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

     Методика работы с детьми  должна строиться в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

 

Цели  программы:

      Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  3. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  4. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  5. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
  6. Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
  7. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

 

Направления работы:                 

  • Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
  • Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
  • Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
  • Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

 

Тематическое планирование занятий

                                  Программа состоит из 4 частей:

 

Раздел

Название занятия

         Кол-во часов

Теория             практика

 

 

Часть I .Светофор здоровья

 

В гостях у доктора Пилюлькина

 

 

 

1.

 

Что такое здоровье?

1

 

2.

 

Как твое здоровье?

1

 

3.

 

Почему мы болеем?

1

 

4.

 

Признаки болезни.

1

 

 

Советы Мойдодыра

 

 

 

5

 

Вода ваш друг.

1

 

6.

 

Твои друзья мыло и вода.

1

 

 

Заметки Мудрой совы

 

 

 

7.

 

Наши главные помощники – глаза.

1

 

 

В гостях у ослика Иа

 

 

 

8.

 

Чтобы уши наши слышали

1

1

 

Зубки у малютки

 

 

 

9.

 

Почему болят зубы?

1

 

10.

 

Чтобы зубы были здоровыми

1

1

11.

 

Как сохранить улыбку красивой.

1

 

 

Ножки Осминожка

 

 

 

12.

 

Мои волшебные помощники

1

1

 

Лучшая одежка

 

 

 

13.

 

Зачем человеку кожа.

1

 

14.

 

Надежная одежда организма

1

 

15.

 

Если кожа повреждена.

1

 

 

Палка, палка, огуречик получился человечек.

 

 

 

16.

 

Скелет – наша опора.

1

1

17.

 

Правильная осанка.

1

1

 

Волшебный сон

 

 

 

18.

 

Сон – наше лучшее лекарство.

1

 

 

Правильного аппетита

 

 

 

19.

 

Умеем ли мы правильно питаться?

1

 

20.

 

Здоровая пища.

1

 

 

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

 

 

 

21.

 

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

1

 

22.

 

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

 

 

Часть II. Аптечка Медуницы

 

Кто и как предохраняет нас от болезни.

 

 

 

1.

 

Как организм помогает сам себе

1

 

2.

 

Прививки от болезней

1

 

3.

 

Здоровый образ жизни.

1

 

 

Что нужно знать о лекарствах.

 

 

 

4.

 

Какие лекарства мы выбираем

1

 

5.

 

Домашняя аптечка

1

 

6.

 

Отравления лекарствами

1

 

7.

 

Пищевые отравления

1

 

8.

 

Первая помощь

1

1

 

Часть  III. Ларец с волшебными советами.

 

Режим дня

 

 

 

1.

 

Режим дня – основа жизни.

1

 

2.

 

Делу время – потехе час.

1

 

 

Советы бабушки Федоры

 

 

 

3.

 

Чистота и здоровье

1

 

4.

 

Не думай быть нарядным, а думать быть опрятным.

1

 

 

Школа вежливости

 

 

 

5.

 

Волшебные слова

1

1

6.

 

Спеши делать добро

1

 

7.

 

«Нехорошие слова». Недобрые шутки

1

 

8.

 

Сотвори солнце в себе.

1

1

 

Часть IV. Перекресток

 

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

 

 

 

1.

 

Опасности в нашем доме.

1

 

2.

 

Как вести себя на улице

1

 

3.

 

Воспитай себя

1

 

 

В гостях у светофора.

 

 

 

4.

 

Будь внимателен и осторожен ( правила ПДД)

1

 

5.

 

Дорожные знаки

1

 

6.

 

Пешеходная зебра

1

1

7.

 

Пляшущие человечки

1

1

8.

 

Гармония  светофора

1

 

 

Часть V. Там на неведомых дорожках.

 

Почему некоторые привычки называются вредными

 

 

 

1.

 

Злой волшебник – табак

1

 

2.

 

Злой волшебник – алкоголь.

1

 

3.

 

Злой волшебник – наркотик.

1

 

4.

 

Выбираю жизнь

1

1

 

Повторение

 

 

 

5.

 

Мы дружим с физкультурой.

1

 

6.

 

КВН «Наше здоровье»

1

 

7.

 

Огонек здоровья

1

 

8.

 

Подвижные игры.

1

 

 

     Содержаний занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет  сохранить специфику младшего школьного возраста.   Возможно  также использование  разнообразного арсенала методов: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, проективные методы рисуночного и вербального типа, а так же методы самостоятельной работы.

     Рассказ, беседа, чтение сказки позволяют разъяснять значимость полученных знаний, умений, как в общественном, так и в личностном плане – для получения  опыта активной поведенческой  позиции в обществе.  Известно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно – поисковые методы, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных возможностей детей. Неизменно  воодушевляет учеников введение элементов самостоятельной работы.

    Но одним из наиболее  эффективных методов в настоящее время  является использование информационно  - компьютерных технологий. Использование ИКТ  на занятиях  расширяет границы возможностей педагога, способствует развитию  интереса детей. Классические  и интегрированные занятия в сопровождение  мультимедийных презентаций, on –line тестов и программных продуктов позволяют углубить знания, повысить результативность занятий.

      Такой методологический подход к структуре и содержанию занятий предоставляют педагогу широкие возможности для участия в проектировании новой образовательной среды, создания коммуникативного поля разных специалистов, работающих с учениками, консультирование учителей, родителей, администрации по вопросам  сохранения  и укрепления здоровья  ребенка.

    Поэтому необходимо подчеркнуть, что при работе с данной программой  очень важно наладить полноценное профессиональное взаимодействие, когда и педагоги, и психологи, медицинские работники, преподаватели физической культуры оставаясь в рамках своей профессиональной компетенции, уважают профессиональные знания, умения друг друга и готовы использовать их для совместной работы на благо детей

 

 

Краткое описание тем.

Тема 1. В гостях у доктора Пилюлькина.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Что такое здоровье?

Дети высказывают свои мысли и доводы о том, что такое здоровье. Рисование здорового человека. Анализ и выставка рисунков.

2

Как твое здоровье?

Беседа «Лучше быть больным или здоровым?» Каким человеком ты себя чувствуешь? Рисунок «Моё здоровье» тест Люшера.

3

Почему мы болеем?

Беседа по книге А.Лаптева «Тайна пирамиды здоровья». Что в привычках и поведении людей может стать причиной болезни. От кого зависит здоровье людей.

4

Признаки болезни.

Стихотворение С.Михалкова «Грипп». Анализ стихотворения. Игра «Кукла заболела». Как помочь больному.

 

 

Тема 2.Советы Мойдодыра.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Вода ваш друг.

 

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Беседа «Как умываются животные?» Чтение сказки «Мойдодыр». Анализ произведения.  Зачем человек моется? Составление советов мальчику из стихотворения.

2

Твои друзья вода и мыло.

 

Сказка « О микробах». Анализ сказки. Беседа «Как правильно мыть руки?» Знакомство с «Вредными советами» Г.Остера.

 

 

Тема 3.Заметки Мудрой совы.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Наши главные помощники- глаза.

 

Беседа «Пять органов чувств». Загадки про глаза . Игра «Полезно, вредно». Правила хорошего зрения. Что нужно делать, если носишь очки?

 

Тема 4. В гостях у  ослика Иа.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Чтобы уши наши слышали.

Беседа «Глухой телефон». Строение уха. О животных: «Чьи уши лучше слышат?» Самомассаж ушей. Как сберечь орган слуха.

 

Тема 5.. Зубки у малютки.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

 

 

2

 

Почему болят зубы?

 

 

Чтобы зубы были здоровыми.

Стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы…» Анализ ситуации. Строение зуба. Что нужно делать, если болит зуб?

 

Беседа «Зачем нужна зубная щётка?» Как правильно чистить зубы. Практикум «Чистка зубов.»

3

Как сохранить улыбку красивой.

 

Беседа по теме. Отличие молочных зубов от постоянных. Тестирование.

 

Тема 6.   Ножки Осьминожка.      

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Мои волшебные помощники.

 

Загадка про руки. Пословицы о руках. Массаж пальцев рук. Как ухаживать за руками и ногами.

 

Тема 7.Лучшая одежка.      

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Зачем человеку кожа

 

Беседа о коже человека. Плакат «Кожа человека». Правила ухода за кожей.

2

Надежная защита организма.

 

Беседа по теме. Практическая работа «Наблюдение за кожей руки.» Гигиена кожи. Тестирование.

3

Если кожа повреждена

 

Беседа «Какие могут быть повреждения кожи». Правила оказания первой помощи при порезах, ожогах, обморожениях.

 

Тема 8. Палка, палка, огуречик получился человечек.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Скелет – наша опора

Что такое скелет, для чего он нужен. Практическое занятие. Повреждение костей скелета и первая помощь.

2

Правильная осанка

Беседа о правильной осанке. Практическое занятие «Хождение с мешочком на голове». Правила формирования осанки.

 

Тема 9.Волшебный сон.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Сон – наше лучшее лекарство.

Беседа по теме занятия. Стихотворение С. Михалкова «Не спать». Анализ стихотворения. Игра по гигиене сна.

 

 Тема 10.Приятного аппетита.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Умеем ли мы правильно питаться?

Беседа по теме. Игра «Свари борщ». Что и как едят животные? Анализ наблюдений за домашними животными.

2

Здоровая пища.

Беседа по теме. Игра «Я иду в магазин». Тестирование

 

 

 

 

Тема 11. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Беседа «Сказка о микробах». Правила закаливания. Рисунок «Как я закаляюсь».Характеристика здорового человека.

2

Будем делать хорошо и не будем плохо.

Игра «Плохо, хорошо». Правила здоровья. Викторина по сказкам « Федорино горе», «Мойдодыр», « Приключение Буратино». «Доктор Айболит».

 

Часть 2. Аптечка Медуницы.

Тема 1. Кто и как  предохраняет нас от болезни.    

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Как организм помогает сам себе.

Беседа по теме. Знакомство с термином «адаптация». Режим дня. Тестирование « Как я делаю уроки».

2

Прививки от болезней.

Беседа по теме. Знакомство с терминами «инфекция», «иммунитет».  Стихотворение С.Михалкова «Прививка». Анализ стихотворения.

3

Здоровый образ жизни.

Стихотворение С.Михалкова « Разве что-то есть на свете…» Анализ стихотворения. Что такое «вредные привычки» и как им противостоять.

 

Тема 2.Что нужно знать о лекарствах.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Какие лекарства мы выбираем.

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?» Знакомство с терминами «антибиотики», «аллергия». Главное правило употребления лекарств: по назначению врача и в присутствии взрослых.

2

Домашняя аптечка.

Беседа по теме. Стихотворение С.Михалкова «Для больного человека». Анализ стихотворения. Домашняя аптечка. Правила хранения лекарств дома.

3

Отравления лекарствами.

Беседа по теме. Правила хранения лекарств дома. Признаки отравления. Первая помощь.

4

Пищевые отравления.

Беседа о продуктах питания. Как определить срок годности продуктов? Признаки отравления пищевыми продуктами. Первая помощь.

5

Первая помощь.

Беседа по теме. Признаки отравления. Игра                   «Светофор здоровья».

 

Часть 3. Ларец с волшебными советами.

 Тема 1. Режим дня. 

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Режим дня - основа жизни.

Беседа о режиме дня. Коллективное составление режима дня. Красочное оформление.

2

Делу время – потехе час.

Беседа по теме. Викторина «Здоровый образ жизни». Чем я занимаюсь дома? Какие кружки и спортивные секции посещаю? Рисунок «Мои увлечения».

 

 

 

 

 

Тема 2.  Советы бабушки Федоры. 

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Чистота и здоровье.

КВН.

2

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Беседа по теме. Игра «Я парикмахер». Игра « Я модельер».

 

Тема 3.. Школа вежливости.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Волшебные слова.

Беседа по теме.  Игра «Кто больше?» Тренинг .

2

Спеши делать добро.

Беседа по теме.  Сказочные герои – добрые  злые. Игра в пословицы. Рисунок доброго сказочного героя.

3

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Беседа «Как богат русский язык». Почему нельзя обзываться. Как нельзя шутить и почему? Сказка «Волки».

4

Сотвори солнце в себе.

Практическое занятие. Рисуночный тест.

 

Часть 4. Перекресток.

Тема 1.Правила  безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Опасность в нашем доме.

Беседа по теме.  Стихотворение Э.Успенского «Мама приходит с работы». Анализ стихотворения. Правила безопасного поведения дома.

2

Как вести себя на улице.

Беседа по теме.  Знакомство с правилами перехода улицы. Игра «Светофор». Стихотворение С. Михалкова «Дядя Стёпа». Анализ стихотворения.

3

Воспитай себя.

Беседа по теме.  Викторина.

 

Тема 2.  В гостях у светофора.   

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Будь внимателен и осторожен (правила ПДД)

Беседа о ПДД. Разбор дорожной ситуации. Знакомство с правилами перехода проезжей части. Перекресток дорог около школы.

2

Дорожные знаки.

Беседа о ПДД. Знакомство с дорожными знаками запрещающими, предупреждающими, предписывающими. Игра «Собери знак».

3

Пешеходная зебра.

Беседа о ПДД. Практическое занятие.

4

Пляшущие человечки.

Беседа о ПДД. Правила перехода улицы. Практическое занятие.

5

Гармония светофора.

Беседа о ПДД. Знакомство с видами светофоров. «Язык светофора». Изготовление модели светофора.

 

 

Часть 5.   Там на неведомых дорожках.

 

Тема 1. Почему  некоторые привычки называются вредными.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Злой волшебник – табак.

Беседа по теме.  Сказка . Что за растение –табак? История появления табака в России.

2

Злой волшебник – алкоголь.

Беседа по теме. Басня С.Михалкова «Непьющий воробей». Анализ басни. Игра «Выбери ответ».

3

Злой волшебник – наркотик.

Беседа по теме.  Сказка .  Тренинг безопасного поведения. Игра «Давай поговорим».

4

Выбираю жизнь.

Стихотворение А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…». Анализ стихотворения. Тренинг безопасного поведения.

 

 

Тема 2. Повторение.

Тема занятия.

Краткое содержание.

1

Мы дружим с физкультурой и спортом.

Игра «Весёлые старты.

2

КВН «Наше здоровье.

КВН.

3

Огонек здоровья

Викторина по здоровому образу жизни.

4

Подвижные игры.

Народные игры.

 

 Реализация программы.

  1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
  2. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками  по проблемам воспитания здорового образа жизни.
  3. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, направленных на формирование и укрепления  здоровья.
  4. Проведение конкурса рисунков.
  5. Посещение семей на дому.
  6. Анкетирование родителей и учеников.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

 

Осознание детьми ценности человеческой жизни и потребность в ведении здорового образа жизни – это главный ожидаемый результат программы.

 

Для детей:

Знать:

  • Что такое здоровый образ жизни.
  • Как нужно правильно питаться, и какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку.
  • Как бороться и противостоять вредным привычкам.
  • Для чего нужна физкультура.
  • Что такое правильная осанка и как ее поддерживать.
  • Как нужно правильно дышать при физической работе.
  • Что такое закаливание и как себя закаливать.
  • Что такое гигиена и как соблюдать правила гигиены при занятиях физическими упражнениями.
  • Правила и нормы поведения на соревнованиях, в игровой деятельности, на воде.

Уметь:

  • Соблюдать режим дня;
  • Соблюдать правила личной гигиены;
  • Ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
  • Сказать нет негативному давлению со стороны окружающих;
  • Правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, метать теннисный мяч, лазать по канату, ползать, перелазить через барьеры, плавать, ездить на велосипеде;
  • Измерять длину и массу своего тела, частоту дыхания, частоту пульса в покое и после физической нагрузки.

 

 

Уметь выполнять:          

  • Гимнастические упражнения утренней гимнастики и физкультпауз;
  • Основные плавательные упражнения (для рук и ног);
  • Упражнения, направление на развитие быстроты, выносливости, координации движений, для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия;
  • Подвижные (сюжетные) игры с предметами: мячом, скакалкой;
  • Простейшие элементы подвижных спортивных игр, элементы ритмической гимнастики и танцев.

 

Уметь применять в повседневной жизни:  

  • Правила здорового образа жизни;
  • Основные двигательные действия (ходьба с различной постановкой стопы, в том числе в полуприседе и приседе, с различными движениями рук, бег и ходьба, прыжки с места, метание мяча);
  • Правила поведения в физкультурной и игровой деятельности.

 

 

Формы учета знаний, умений и навыков учащихся

 

 Принципы мониторинга:

  • Комплексность
  • Системность
  • Целостность
  • Динамичность (повторяемость)
  • Репрезентативность (представительность)
  • Методическое единство
  • Наличие обратной связи

Методика комплексного мониторинга здоровьесберегающего образовательного процесса включает          

 

 

 

Анкетирование

  • учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания, предпочитаемая Досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного заражения);
  • родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ребенка);
  • педагогов (владение и использование знаний здоровьесбережения, знание возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном и образовательном процессе).

Тестирование

  • физического развития – по стандартным методикам силами медицинского персонала лагеря;
  • двигательной подготовленности – в рамках спортивных мероприятий по стандартизованному комплексу тестов.

Наблюдение:

  • за поведением детей в школе (при многопрофильности оценки личности).

 

Формы подведения итогов

В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая таблица.

 

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащихся

Число проце-нтов

 

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

15

58%

 

 

 

2

Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым.

11

42%

 

2

Что ты знаешь о свое здоровье?

1

Мое здоровье отличное.

8

31%

 

 

 

2

Удовлетворительное.

16

61%

 

 

 

3

Не очень хорошее.

2

8%

 

3

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят?

1

Ничего не беспокоит.

15

58%

 

 

 

2

Болит голова.

5

19%

 

 

 

3

Другие болезни.

6

23%

 

4

Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни?

1

Пропуски каждую неделю.

2

8%

 

 

 

2

Пропуски каждый месяц.

7

27%

 

 

 

3

Пропусков нет.

17

65%

 

5

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

1

Да.

18

69%

 

 

 

2

Нет.

--

--

 

 

 

3

Иногда.

9

31%

 

6

Занимаешься ли ты на уроке физкультуры?

1

С полной отдачей.

25

96%

 

 

 

2

Без желания.

--

--

 

 

 

3

Не занимаюсь.

1

4%

 

7

Занимаешься ли спортом?

1

Хожу на танцы.

11

42%

 

 

 

2

Различные виды спорта.

13

51%

 

 

 

3

Не занимаюсь.

2

8%

 

8

Чувствуешь ли усталость после уроков?

1

Всегда.

2

8%

 

 

 

2

Иногда.

7

27%

 

 

 

3

Нет.

17

65%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (96 %) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о                      том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 58 % учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 19 % иногда болит голова, 65 % учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.

                                                       Заключение

Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.

Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.

Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.

Наше исследование мы проводили в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:

- строгое соблюдение режима дня;

- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;

- проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;

- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;

- санитарно-просветительская работа и др.

Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.

Работа по программе ЗОЖ исследуемого класса способствовало:

- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;

- формирование потребности вести ЗОЖ;

- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;

- повышению уровня здоровья детей.

Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.

 

1. Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья.

2. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.

В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.

 

Литература для учителя:

1. Школа докторов природы. Автор-составитель Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Москва «ВАКО», 2011г.

2.   Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

4.  Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.

5. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)

 

 

Литература для ученика:

1.Л.П.Дмастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

2.В.П.Мельничук «Дневничок – Здоровячок».

 

Интернет-ресурсы

  1. Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
  2. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  3. Законодательство Республики Татарстан  http://www.tatarkodeks.ru/
  4. Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Сделать бесплатный сайт с uCoz