Здоровье – это вершина, на которую
человек должен подняться сам.
И. Брехман.
Пояснительная записка
Сегодня школу захлестнула волна усиления интеллектуализации, развития теоретического мышления, что связано с резким ускорением темпа развития, его «подстегиванием». Нередко этот процесс идет в ущерб здоровью детей, их нравственному, духовному и физическому развитию.
Разделяя идею семейного воспитания нравственности, духовности и физического здоровья, отметим тем не менее, что в эпоху перемен современная семья большинству детей не может дать необходимого воспитания, оказать поддержку в сохранении и укреплении физического здоровья. В современной ситуации именно школа может стать тем социальным институтом, который обеспечит такую поддержку. В связи с этим мы видим необходимость создать в начальной школе условия, позволяющие формировать у учащихся знания о здоровом образе жизни, об укреплении и сохранении физического здоровья, о мерах профилактики, правилах поведения безопасной жизни, гигиенической культуре, дающие возможность обретать собственный опыт.
В этих целях нами предпринята попытка создания такой образовательной среды, в которой ценности жизни, здоровья и развития ребенка стали приоритетными.
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школьников интереса к вопросам здоровья, воспитание ответственности за собственное здоровье и поведение, формирование ценности здоровья, формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, обеспечение физического и психического саморазвития, помощь в преодолении экстремальных жизненных ситуаций.
Занятия целесообразно проводить раз в неделю в течение 45 минут. Предлагаемый вариант рассчитан на 54 часа. Занятия проводятся как классные часы по типу социального взаимодействия с элементами тренинга, часть занятий разработана в форме праздников, КВН, театрализованных постановок, конкурсов.
Для того чтобы занятия стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнить определенные условия.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Цели программы:
Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
- Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
- Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Направления работы:
- Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
- Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
- Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
Тематическое планирование занятий
Программа состоит из 4 частей:
№ | Раздел | Название занятия | Кол-во часов Теория практика |
| Часть I .Светофор здоровья |
| В гостях у доктора Пилюлькина | | | |
1. | | Что такое здоровье? | 1 | |
2. | | Как твое здоровье? | 1 | |
3. | | Почему мы болеем? | 1 | |
4. | | Признаки болезни. | 1 | |
| Советы Мойдодыра | | | |
5 | | Вода ваш друг. | 1 | |
6. | | Твои друзья мыло и вода. | 1 | |
| Заметки Мудрой совы | | | |
7. | | Наши главные помощники – глаза. | 1 | |
| В гостях у ослика Иа | | | |
8. | | Чтобы уши наши слышали | 1 | 1 |
| Зубки у малютки | | | |
9. | | Почему болят зубы? | 1 | |
10. | | Чтобы зубы были здоровыми | 1 | 1 |
11. | | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | |
| Ножки Осминожка | | | |
12. | | Мои волшебные помощники | 1 | 1 |
| Лучшая одежка | | | |
13. | | Зачем человеку кожа. | 1 | |
14. | | Надежная одежда организма | 1 | |
15. | | Если кожа повреждена. | 1 | |
| Палка, палка, огуречик получился человечек. | | | |
16. | | Скелет – наша опора. | 1 | 1 |
17. | | Правильная осанка. | 1 | 1 |
| Волшебный сон | | | |
18. | | Сон – наше лучшее лекарство. | 1 | |
| Правильного аппетита | | | |
19. | | Умеем ли мы правильно питаться? | 1 | |
20. | | Здоровая пища. | 1 | |
| Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | | | |
21. | | Если хочешь быть здоров – закаляйся. | 1 | |
22. | | Будем делать хорошо и не будем плохо. | 1 | |
| Часть II. Аптечка Медуницы |
| Кто и как предохраняет нас от болезни. | | | |
1. | | Как организм помогает сам себе | 1 | |
2. | | Прививки от болезней | 1 | |
3. | | Здоровый образ жизни. | 1 | |
| Что нужно знать о лекарствах. | | | |
4. | | Какие лекарства мы выбираем | 1 | |
5. | | Домашняя аптечка | 1 | |
6. | | Отравления лекарствами | 1 | |
7. | | Пищевые отравления | 1 | |
8. | | Первая помощь | 1 | 1 |
| Часть III. Ларец с волшебными советами. |
| Режим дня | | | |
1. | | Режим дня – основа жизни. | 1 | |
2. | | Делу время – потехе час. | 1 | |
| Советы бабушки Федоры | | | |
3. | | Чистота и здоровье | 1 | |
4. | | Не думай быть нарядным, а думать быть опрятным. | 1 | |
| Школа вежливости | | | |
5. | | Волшебные слова | 1 | 1 |
6. | | Спеши делать добро | 1 | |
7. | | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 1 | |
8. | | Сотвори солнце в себе. | 1 | 1 |
| Часть IV. Перекресток |
| Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | | | |
1. | | Опасности в нашем доме. | 1 | |
2. | | Как вести себя на улице | 1 | |
3. | | Воспитай себя | 1 | |
| В гостях у светофора. | | | |
4. | | Будь внимателен и осторожен ( правила ПДД) | 1 | |
5. | | Дорожные знаки | 1 | |
6. | | Пешеходная зебра | 1 | 1 |
7. | | Пляшущие человечки | 1 | 1 |
8. | | Гармония светофора | 1 | |
| Часть V. Там на неведомых дорожках. |
| Почему некоторые привычки называются вредными | | | |
1. | | Злой волшебник – табак | 1 | |
2. | | Злой волшебник – алкоголь. | 1 | |
3. | | Злой волшебник – наркотик. | 1 | |
4. | | Выбираю жизнь | 1 | 1 |
| Повторение | | | |
5. | | Мы дружим с физкультурой. | 1 | |
6. | | КВН «Наше здоровье» | 1 | |
7. | | Огонек здоровья | 1 | |
8. | | Подвижные игры. | 1 | |
Содержаний занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Возможно также использование разнообразного арсенала методов: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, проективные методы рисуночного и вербального типа, а так же методы самостоятельной работы.
Рассказ, беседа, чтение сказки позволяют разъяснять значимость полученных знаний, умений, как в общественном, так и в личностном плане – для получения опыта активной поведенческой позиции в обществе. Известно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно – поисковые методы, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных возможностей детей. Неизменно воодушевляет учеников введение элементов самостоятельной работы.
Но одним из наиболее эффективных методов в настоящее время является использование информационно - компьютерных технологий. Использование ИКТ на занятиях расширяет границы возможностей педагога, способствует развитию интереса детей. Классические и интегрированные занятия в сопровождение мультимедийных презентаций, on –line тестов и программных продуктов позволяют углубить знания, повысить результативность занятий.
Такой методологический подход к структуре и содержанию занятий предоставляют педагогу широкие возможности для участия в проектировании новой образовательной среды, создания коммуникативного поля разных специалистов, работающих с учениками, консультирование учителей, родителей, администрации по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Поэтому необходимо подчеркнуть, что при работе с данной программой очень важно наладить полноценное профессиональное взаимодействие, когда и педагоги, и психологи, медицинские работники, преподаватели физической культуры оставаясь в рамках своей профессиональной компетенции, уважают профессиональные знания, умения друг друга и готовы использовать их для совместной работы на благо детей
Краткое описание тем.
Тема 1. В гостях у доктора Пилюлькина.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Что такое здоровье? | Дети высказывают свои мысли и доводы о том, что такое здоровье. Рисование здорового человека. Анализ и выставка рисунков. |
2 | Как твое здоровье? | Беседа «Лучше быть больным или здоровым?» Каким человеком ты себя чувствуешь? Рисунок «Моё здоровье» тест Люшера. |
3 | Почему мы болеем? | Беседа по книге А.Лаптева «Тайна пирамиды здоровья». Что в привычках и поведении людей может стать причиной болезни. От кого зависит здоровье людей. |
4 | Признаки болезни. | Стихотворение С.Михалкова «Грипп». Анализ стихотворения. Игра «Кукла заболела». Как помочь больному. |
Тема 2.Советы Мойдодыра.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Вода ваш друг. | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Беседа «Как умываются животные?» Чтение сказки «Мойдодыр». Анализ произведения. Зачем человек моется? Составление советов мальчику из стихотворения. |
2 | Твои друзья вода и мыло. | Сказка « О микробах». Анализ сказки. Беседа «Как правильно мыть руки?» Знакомство с «Вредными советами» Г.Остера. |
Тема 3.Заметки Мудрой совы.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Наши главные помощники- глаза. | Беседа «Пять органов чувств». Загадки про глаза . Игра «Полезно, вредно». Правила хорошего зрения. Что нужно делать, если носишь очки? |
Тема 4. В гостях у ослика Иа.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Чтобы уши наши слышали. | Беседа «Глухой телефон». Строение уха. О животных: «Чьи уши лучше слышат?» Самомассаж ушей. Как сберечь орган слуха. |
Тема 5.. Зубки у малютки.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 2 | Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми. | Стихотворение С.Михалкова «Как у нашей Любы…» Анализ ситуации. Строение зуба. Что нужно делать, если болит зуб? Беседа «Зачем нужна зубная щётка?» Как правильно чистить зубы. Практикум «Чистка зубов.» |
3 | Как сохранить улыбку красивой. | Беседа по теме. Отличие молочных зубов от постоянных. Тестирование. |
Тема 6. Ножки Осьминожка.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Мои волшебные помощники. | Загадка про руки. Пословицы о руках. Массаж пальцев рук. Как ухаживать за руками и ногами. |
Тема 7.Лучшая одежка.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Зачем человеку кожа | Беседа о коже человека. Плакат «Кожа человека». Правила ухода за кожей. |
2 | Надежная защита организма. | Беседа по теме. Практическая работа «Наблюдение за кожей руки.» Гигиена кожи. Тестирование. |
3 | Если кожа повреждена | Беседа «Какие могут быть повреждения кожи». Правила оказания первой помощи при порезах, ожогах, обморожениях. |
Тема 8. Палка, палка, огуречик получился человечек.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Скелет – наша опора | Что такое скелет, для чего он нужен. Практическое занятие. Повреждение костей скелета и первая помощь. |
2 | Правильная осанка | Беседа о правильной осанке. Практическое занятие «Хождение с мешочком на голове». Правила формирования осанки. |
Тема 9.Волшебный сон.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Сон – наше лучшее лекарство. | Беседа по теме занятия. Стихотворение С. Михалкова «Не спать». Анализ стихотворения. Игра по гигиене сна. |
Тема 10.Приятного аппетита.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Умеем ли мы правильно питаться? | Беседа по теме. Игра «Свари борщ». Что и как едят животные? Анализ наблюдений за домашними животными. |
2 | Здоровая пища. | Беседа по теме. Игра «Я иду в магазин». Тестирование |
Тема 11. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Если хочешь быть здоров – закаляйся. | Беседа «Сказка о микробах». Правила закаливания. Рисунок «Как я закаляюсь».Характеристика здорового человека. |
2 | Будем делать хорошо и не будем плохо. | Игра «Плохо, хорошо». Правила здоровья. Викторина по сказкам « Федорино горе», «Мойдодыр», « Приключение Буратино». «Доктор Айболит». |
Часть 2. Аптечка Медуницы.
Тема 1. Кто и как предохраняет нас от болезни.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Как организм помогает сам себе. | Беседа по теме. Знакомство с термином «адаптация». Режим дня. Тестирование « Как я делаю уроки». |
2 | Прививки от болезней. | Беседа по теме. Знакомство с терминами «инфекция», «иммунитет». Стихотворение С.Михалкова «Прививка». Анализ стихотворения. |
3 | Здоровый образ жизни. | Стихотворение С.Михалкова « Разве что-то есть на свете…» Анализ стихотворения. Что такое «вредные привычки» и как им противостоять. |
Тема 2.Что нужно знать о лекарствах.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Какие лекарства мы выбираем. | Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?» Знакомство с терминами «антибиотики», «аллергия». Главное правило употребления лекарств: по назначению врача и в присутствии взрослых. |
2 | Домашняя аптечка. | Беседа по теме. Стихотворение С.Михалкова «Для больного человека». Анализ стихотворения. Домашняя аптечка. Правила хранения лекарств дома. |
3 | Отравления лекарствами. | Беседа по теме. Правила хранения лекарств дома. Признаки отравления. Первая помощь. |
4 | Пищевые отравления. | Беседа о продуктах питания. Как определить срок годности продуктов? Признаки отравления пищевыми продуктами. Первая помощь. |
5 | Первая помощь. | Беседа по теме. Признаки отравления. Игра «Светофор здоровья». |
Часть 3. Ларец с волшебными советами.
Тема 1. Режим дня.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Режим дня - основа жизни. | Беседа о режиме дня. Коллективное составление режима дня. Красочное оформление. |
2 | Делу время – потехе час. | Беседа по теме. Викторина «Здоровый образ жизни». Чем я занимаюсь дома? Какие кружки и спортивные секции посещаю? Рисунок «Мои увлечения». |
Тема 2. Советы бабушки Федоры.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Чистота и здоровье. | КВН. |
2 | Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. | Беседа по теме. Игра «Я парикмахер». Игра « Я модельер». |
Тема 3.. Школа вежливости.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Волшебные слова. | Беседа по теме. Игра «Кто больше?» Тренинг . |
2 | Спеши делать добро. | Беседа по теме. Сказочные герои – добрые злые. Игра в пословицы. Рисунок доброго сказочного героя. |
3 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки. | Беседа «Как богат русский язык». Почему нельзя обзываться. Как нельзя шутить и почему? Сказка «Волки». |
4 | Сотвори солнце в себе. | Практическое занятие. Рисуночный тест. |
Часть 4. Перекресток.
Тема 1.Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Опасность в нашем доме. | Беседа по теме. Стихотворение Э.Успенского «Мама приходит с работы». Анализ стихотворения. Правила безопасного поведения дома. |
2 | Как вести себя на улице. | Беседа по теме. Знакомство с правилами перехода улицы. Игра «Светофор». Стихотворение С. Михалкова «Дядя Стёпа». Анализ стихотворения. |
3 | Воспитай себя. | Беседа по теме. Викторина. |
Тема 2. В гостях у светофора.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Будь внимателен и осторожен (правила ПДД) | Беседа о ПДД. Разбор дорожной ситуации. Знакомство с правилами перехода проезжей части. Перекресток дорог около школы. |
2 | Дорожные знаки. | Беседа о ПДД. Знакомство с дорожными знаками запрещающими, предупреждающими, предписывающими. Игра «Собери знак». |
3 | Пешеходная зебра. | Беседа о ПДД. Практическое занятие. |
4 | Пляшущие человечки. | Беседа о ПДД. Правила перехода улицы. Практическое занятие. |
5 | Гармония светофора. | Беседа о ПДД. Знакомство с видами светофоров. «Язык светофора». Изготовление модели светофора. |
Часть 5. Там на неведомых дорожках.
Тема 1. Почему некоторые привычки называются вредными.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Злой волшебник – табак. | Беседа по теме. Сказка . Что за растение –табак? История появления табака в России. |
2 | Злой волшебник – алкоголь. | Беседа по теме. Басня С.Михалкова «Непьющий воробей». Анализ басни. Игра «Выбери ответ». |
3 | Злой волшебник – наркотик. | Беседа по теме. Сказка . Тренинг безопасного поведения. Игра «Давай поговорим». |
4 | Выбираю жизнь. | Стихотворение А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…». Анализ стихотворения. Тренинг безопасного поведения. |
Тема 2. Повторение.
№ | Тема занятия. | Краткое содержание. |
1 | Мы дружим с физкультурой и спортом. | Игра «Весёлые старты. |
2 | КВН «Наше здоровье. | КВН. |
3 | Огонек здоровья | Викторина по здоровому образу жизни. |
4 | Подвижные игры. | Народные игры. |
Реализация программы.
- Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
- Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам воспитания здорового образа жизни.
- Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, направленных на формирование и укрепления здоровья.
- Проведение конкурса рисунков.
- Посещение семей на дому.
- Анкетирование родителей и учеников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Осознание детьми ценности человеческой жизни и потребность в ведении здорового образа жизни – это главный ожидаемый результат программы.
Для детей:
Знать:
- Что такое здоровый образ жизни.
- Как нужно правильно питаться, и какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку.
- Как бороться и противостоять вредным привычкам.
- Для чего нужна физкультура.
- Что такое правильная осанка и как ее поддерживать.
- Как нужно правильно дышать при физической работе.
- Что такое закаливание и как себя закаливать.
- Что такое гигиена и как соблюдать правила гигиены при занятиях физическими упражнениями.
- Правила и нормы поведения на соревнованиях, в игровой деятельности, на воде.
Уметь:
- Соблюдать режим дня;
- Соблюдать правила личной гигиены;
- Ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- Сказать нет негативному давлению со стороны окружающих;
- Правильно и красиво ходить, бегать, прыгать, метать теннисный мяч, лазать по канату, ползать, перелазить через барьеры, плавать, ездить на велосипеде;
- Измерять длину и массу своего тела, частоту дыхания, частоту пульса в покое и после физической нагрузки.
Уметь выполнять:
- Гимнастические упражнения утренней гимнастики и физкультпауз;
- Основные плавательные упражнения (для рук и ног);
- Упражнения, направление на развитие быстроты, выносливости, координации движений, для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия;
- Подвижные (сюжетные) игры с предметами: мячом, скакалкой;
- Простейшие элементы подвижных спортивных игр, элементы ритмической гимнастики и танцев.
Уметь применять в повседневной жизни:
- Правила здорового образа жизни;
- Основные двигательные действия (ходьба с различной постановкой стопы, в том числе в полуприседе и приседе, с различными движениями рук, бег и ходьба, прыжки с места, метание мяча);
- Правила поведения в физкультурной и игровой деятельности.
Формы учета знаний, умений и навыков учащихся
Принципы мониторинга:
- Комплексность
- Системность
- Целостность
- Динамичность (повторяемость)
- Репрезентативность (представительность)
- Методическое единство
- Наличие обратной связи
Методика комплексного мониторинга здоровьесберегающего образовательного процесса включает
Анкетирование
- учащихся (состояние физического и психического здоровья, напряженность, круг интересов, двигательная активность, режим дня, условия проживания, предпочитаемая Досуговая деятельность, вовлеченность в группы риска наркогенного заражения);
- родителей (анамнез учащегося, социально-экономический статус семьи, поведение ребенка);
- педагогов (владение и использование знаний здоровьесбережения, знание возрастной физиологии и психологии, состояния здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном и образовательном процессе).
Тестирование
- физического развития – по стандартным методикам силами медицинского персонала лагеря;
- двигательной подготовленности – в рамках спортивных мероприятий по стандартизованному комплексу тестов.
Наблюдение:
- за поведением детей в школе (при многопрофильности оценки личности).
Формы подведения итогов
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты получается следующая таблица.
|
№ | Вопросы анкеты | № | Ответы учащихся | Кол-во ответов учащихся | Число проце-нтов | |
1 | Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? | 1 | Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. | 15 | 58% | |
| | 2 | Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым. | 11 | 42% | |
2 | Что ты знаешь о свое здоровье? | 1 | Мое здоровье отличное. | 8 | 31% | |
| | 2 | Удовлетворительное. | 16 | 61% | |
| | 3 | Не очень хорошее. | 2 | 8% | |
3 | Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят? | 1 | Ничего не беспокоит. | 15 | 58% | |
| | 2 | Болит голова. | 5 | 19% | |
| | 3 | Другие болезни. | 6 | 23% | |
4 | Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни? | 1 | Пропуски каждую неделю. | 2 | 8% | |
| | 2 | Пропуски каждый месяц. | 7 | 27% | |
| | 3 | Пропусков нет. | 17 | 65% | |
5 | Делаешь ли ты утром физическую зарядку? | 1 | Да. | 18 | 69% | |
| | 2 | Нет. | -- | -- | |
| | 3 | Иногда. | 9 | 31% | |
6 | Занимаешься ли ты на уроке физкультуры? | 1 | С полной отдачей. | 25 | 96% | |
| | 2 | Без желания. | -- | -- | |
| | 3 | Не занимаюсь. | 1 | 4% | |
7 | Занимаешься ли спортом? | 1 | Хожу на танцы. | 11 | 42% | |
| | 2 | Различные виды спорта. | 13 | 51% | |
| | 3 | Не занимаюсь. | 2 | 8% | |
8 | Чувствуешь ли усталость после уроков? | 1 | Всегда. | 2 | 8% | |
| | 2 | Иногда. | 7 | 27% | |
| | 3 | Нет. | 17 | 65% | |
| | | | | | |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: валеологизация учебного процесса учащихся класса принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Так, в исследуемом классе практически все учащиеся (96 %) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 58 % учащихся не беспокоят часто болезни, лишь у 19 % иногда болит голова, 65 % учащихся не имеют пропусков занятий по болезням.
Заключение
Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Наше исследование мы проводили в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
- строгое соблюдение режима дня;
- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
- проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
- санитарно-просветительская работа и др.
Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
Работа по программе ЗОЖ исследуемого класса способствовало:
- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;
- формирование потребности вести ЗОЖ;
- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
1. Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья.
2. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.
В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Литература для учителя:
1. Школа докторов природы. Автор-составитель Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Москва «ВАКО», 2011г.
2. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
4. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.
5. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)
Литература для ученика:
1.Л.П.Дмастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
2.В.П.Мельничук «Дневничок – Здоровячок».
Интернет-ресурсы
- Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
- Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
- Законодательство Республики Татарстан http://www.tatarkodeks.ru/
- Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/